ГБДОУ детский сад № 10 Василеостровского р-на Санкт-Петербурга

Среда, 22.05.2019, 06:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Демидчик Л.А. | Регистрация | Вход

Воспитатель 

Демидчик Любовь Александровна

Среднее профессиональное педагогическое образование, первая квалификационная категория

«Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей родному языку, математике, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: с предметами, природным материалом, игрушками, настольно – печатные и словесные игры.

В дидактических играх широко используются разнообразные предметы. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отобрать все игрушки, сделанные из дерева, металла, пластмассы, керамики. В играх совершенствуются знания о материале, о предметах, необходимых людям в различных их видах деятельности, которую дети отражают в своих играх.

В детских садах дети могут играть и в игры с природным материалом (это листья растений, разнообразные камушки, ракушки). При проведении таких игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков», «Разложи листочки по убывающей величине», «Составь букет» и др. В эти игры можно играть непосредственно на прогулке.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатель. В игре «Узнай по голосу»каждый ребенок изображает какое – то животное.

Например: ребенок приходит в магазин и говорит, что хочет купить круглое, сладкое, румяное, сочное, которое выросло на дереве, а продавец угадывает, что это.

Также можно провести игры- инсценировки, показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача. Так в игре «Что такое хорошо и что такое плохо» задача состоит в том, что дети показывают сценки из художественных произведений или из жизни, а дети определяют. Кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. Часто дети используют эпизоды из жизни группы.

Игры с предметами наиболее доступны детям. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры так же, как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты). Бывают игры о сезонных явлениях в природе (лото «Времена года», «Во саду ли в огороде», «Что растет в лесу», имеются игры о различных профессиях («Что кому нужно для работы»).

В старшей и подготовительной группе дети с интересом играют в игры немного сложнее - одни изображают действие, нарисованное на картинке, а другие – отгадывают, кто нарисован и что делают там люди. Например, дети играют в баскетбол, пожарные тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и т. д. В этих играхформируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению к творческому поиску в создании необходимого образа.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с восприятием предмета, в них дети оперируют представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение. Например, назвать трех диких или домашних животных, три породы деревьев, три вида цветов, вспомнить, что растет на огороде, в поле, в лесу.

Некоторые словесные игры для старших дошкольников строятся на соревновании в сообразительности. К таким играм относится народная игра «Фанты». Ведущий произносит слова:

«Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите

Черный, белый не берите,

«Да» и «Нет» не говорите.

 

После этого ведущий задает разные вопросы, стараясь спровоцировать отвечающего. Например: «Что продается в булочной?» - «А какой ты больше любишь?» - черный или белый? – «Всякий?». Нашим детям нравятся игры-загадки «Да и нет». Но чтобы отгадать загадку отгадывающий должен задать последовательно несколько вопросов, что является хорошим упражнением логического мышления. Например:

-В комнате есть этот предмет? ………-Да.

-На полу? ……..-Нет.

-На потолке? ………-Да.

-Стеклянное? ……….-Да.

-Светит? ……… -Да.

(отв.: Лампочка)

 

 

Здорово проводить с детьми игру «Похожи – не похожи», очень интересно, как дети доказывают свою точку зрения. Суть игры в том, что играют две команды (или два ребенка). На мольберте две картинки и одна команда доказывает, что предметы похожи, а другая – нет! Примерные пары: собака и пчела, курица и рыбка, аквариум и улей, дерево и цветок и т. д.

 

- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.

-Они похожи: они оба живые.

-Они не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.

-Зато и пчела и собака могут укусить и т. д.

 

Руководство дидактическими играми в младших группах берет на себя воспитатель, он сам играет с детьми, объясняет им правила игры, первый узнает предмет на ощупь, описывает картинки. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. Но и старшие дети очень любят, когда с ними играет воспитатель. Во многих дидактических играх для старших дошкольников, имеются элементы соревнования: кто- то выигрывает, а кто-то проигрывает. Иногда у детей это вызывает излишнее возбуждение, азарт, обиду. Не следует допускать этого, нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Проигравшемуребенку нужно внушить веру в свои силы. Надо научить детей радоваться успехам товарища. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. Игра не должна быть навязчивой, а свободно выбранной из предложенных игр. К поступлению в школу у детей появляется устойчивый интерес к приобретению знаний. Ведь дидактическиеигры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность, умению применять полученные знания в новой ситуации.

 

Что такого особенного в этой моторике?

Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная?

Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с авторучкой, швейной иглой, пинцетом, ножницами. Словом, мелкая моторика — это высококоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно. Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко, об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который за первый свой годик должен был освоить целый пласт новых умений. Перевороты, ползанье, стояние и, наконец, ходьба.  Основа заложена, пора заняться кропотливыми действиями. Обучившись делать «ладушки» и перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный захват, подбирая каждую крошку, упавшую с кухонного стола, разрывают в мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку. Еще 365 дней малыш тренируется, чтобы его движения становились все более точными, чтобы полученный результат максимально был близок к желаемому  –неустанно, иногда даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется. К двум годам исследователь уже поднаторел во многом. Выбирая игрушку из ряда других – берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку; кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами – вилкой и ножом. Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами, крупными деталями паззлов, конструкторами. Помощь родителей на этом этапе, в основном,  должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как можно большую свободу в изучении предметов различных форм, текстур и размеров. Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей. 1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек  Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего ребенка .  Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет. Не знаете текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае. 2. Игрушки из домашнего хозяйства Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне. Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки  могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти. Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку. И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности. 3. Прокалывание дырочек и нанизывание Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку. Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки»  и маленькие «звездочки», перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику, но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов. 4. Рисование Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»! Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах. Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской. 5. Игра в «утюжок» Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить.  Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет! 6. Лепка Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться  найти с ними общий язык. 7. Развивающие игрушки  Сегодняшним деткам можно позавидовать. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен. Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно. Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение. А также элемент речевого развития. И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в начальных классах.

 

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...