Понедельник, 27.03.2023, 19:54
НЕИЗВЕСТНАЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА Воспитатель Среднее профессиональное педагогическое образование Первая квалификационная категория
Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность в последние десятилетия вызывает значительную тревогу у нас, взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Кроме того, не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих детей. Так же нельзя не отметить, что в последние годы отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников, которое не потеряло актуальности и в наше время. «Обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь нателевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, что приводит к нарушениям поведения. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, не всегда умеют распознавать эмоции и выражение чувств другого человека, особенно, когда речь идет об эмоциональной отзывчивости на эмоции и чувства другого – взрослого или сверстника. Дошкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит лучше всего в условиях совместной игровой деятельности, т.к. в процессе игры дошкольники с наибольшей полнотой обнаруживают и самостоятельно строят отношения друг с другом. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Кроме того, можно выделить следующие функции игры: - коммуникативная, которая объединяет группы играющих, устанавливает эмоциональные контакты, доброжелательное отношение, формирует нравственные чувства и позиции; - регулирующая, заключается в том, что условия и правила различных видов игр ставят перед дошкольниками определенные требования, которые регулируют его поведение, общение, поступки действия, ориентируют на формирование волевых качеств, нравственного опыта; - релаксационная, которая снимает эмоционально напряжение, остро-невротические реакции, нейтрализует эмоциональные переживания и страхи, снимает чувство тревожности; - развлекательная, которая создает благоприятную атмосферу в группе играющих, превращает игру в увлекательное, интересное, познавательное мероприятие. Существуют различные виды игр: творческие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные) и игры с готовыми правилами (подвижные и дидактические). В совместной игре дети учатся языку общения, согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи. Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. При организации и проведении игр важно учитывать: 1) Специфику моторного профиля каждой эмоции, для чего в контекст игры должно включаться содержание, побуждающее детей демонстрировать различные эмоциональные состояния – радость, грусть, страх, удивление и т.д.; 2) Последовательность в усложнении игр и способов их организации: игры, предполагающие повторение действий по образцу; игры, предполагающие завершение действий, начатых взрослым; игры, побуждающие к самостоятельным импровизациям с реальными, воображаемыми предметами и без предметов; 3) Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, для чего целесообразно начинать организацию таких игр с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика), постепенно вводя игровой материал, побуждающий детей принимать различные позы и использовать голосовые импровизации. Влияние игры на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника и его эмоциональной отзывчивости будет зависеть от особенностей конкретного вида игры. Рассмотрим эти особенности: Сюжетно-ролевая игра – это совместная деятельность детей, которую они вместе строят. Сюжет игры и общее воображаемое пространство объединяет детей, создает общее для всех поле интере5сов, которое они вместе удерживают. Общение по поводу игры предполагает способность слушать партнера, учитывать его действия, подстраиваться к нему. Нужно уметь не только отстаивать свое мнение, но договариваться, уступать сверстнику. Сюжетная игра является практикой усвоения моральных норм поведения и взаимоотношений людей. Содержанием любой игры являются человеческие отношения, смыслы и задачи человеческой деятельности. Проигрывая их, дошкольники присваивают моральные нормы и реализуют их в конкретных отношениях со сверстниками. Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры, делает возможным прочувствовать последствия своих поступков, выяснить новые смыслы и значение своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование новых социальных мотивов своей деятельности. В процессе ролевых перевоплощений и при выполнении различных игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций и адекватного оформления экспрессивных действий. В игре-драматизации происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет создать условия для развития понимания внешних признаков эмоциональных состояний и умения выражать их вербальными и невербальными способами. В процессе игр-драматизаций дети учатся передавать эмоции и понимать мимику и пантомимику всех участников, у них совершенствуется умение создавать художественные образы с помощью средств выразительности. Игра-драматизация создает благоприятную обстановку для развития выразительных экспрессивных проявлений детей, для их творческой самореализации. Строительные игры более других приближены к созидательной продуктивной деятельности человека. Эти игры способствуют развитию мышления и пространственного воображения, формированию таких качеств личности как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважение к труду других детей, взаимопомощь и умение радоваться или огорчаться за другого, что способствует развитию эмпатии, эмоциональной отзывчивости. Дети могут испытывать разнообразные эмоции в ходе своей деятельности: радость и удовлетворение от полученного результата или, наоборот, огорчение в случае неудачи. Подвижные игры позволяют не только удовлетворять потребность в активном движении, но и способствуют формированию эмоциональной сферы ребенка: подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость, умение сопереживать сверстнику. Подвижные игры помогают в формировании дружеских взаимоотношений между детьми и являются основой для развития эмоциональной отзывчивости у них. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей и имеют определенную структуру: дидактическая задача, игровые действия, правила игры, результат. Их можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры. Дидактическая игра связана с различными переживаниями: интересом, волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением и т.д. Существуют дидактические игры, задачей которых является именно эмоциональное развитие детей, развитие умения чувствовать различные эмоциональные состояния и называть их. Следует так же отметить значительную роль психогимнастики в развитии эмоциональной сферы. Психогимнастика– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психические напряжения, дает возможность самовыражаться. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Игры дошкольников насыщены различными эмоциями и переживаниями, как положительными, так и отрицательными: радость, удивление, гнев, стыд, страх и т.д.. Осуществляя руководство игровой деятельностью, мы можем способствовать развитию различных вербальных и невербальных средств общения, обогащать знания и опыт детей о различных эмоциях, способствовать формированию положительных черт характера, влиять на формирование стилей общения, через игровую роль наделять ребенка определенными, необходимыми ему качествами. Приобретенный в игре опыт дети часто переносят в реальные отношения, поэтому исполняемая ребенком роль может изменить личностные качества самого ребенка. |
Меню сайтаПоискСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |